Схемы – опоры в работе над сочинением по картине со слабоуспевающими детьми.
Написать сочинение по картине зачастую является непосильной задачей для определенной части учеников класса. Учащиеся, которые слабо читают, имеют неразвитое воображение и ограниченный словарный запас, а также логопедические проблемы, испытывают панику, получая такое задание в классе. Как помочь ребенку в такой ситуации, чтобы он не чувствовал себя неуютно и не испытывал пораженческие настроения?
Необходим индивидуальный подход. Я использую для этого случая схемы-опоры для каждого из таких учеников. Приведу пример работы над сочинением – описанием по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Настройтесь на серьезную и кропотливую работу.
Садитесь.
2.Сообщение темы и целей урока.
Вот и наступила золотая осень.
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото ,одетые леса…»- писал А.С. Пушкин.
Сегодня наша задача – написать сочинение-описание. Что значит описание? (ответы детей) Но не просто описание. Это должно быть описание картины И.И. Левитана «Золотая осень».
3. Первичное восприятие картины.
Ребята, рассмотрите картину. Какое первое впечатление она у вас вызывает? (ответы детей)
4. Составление плана работы над сочинением.
Ребята, давайте составим план (определенный порядок ) ,по которому вы будете писать свое сочинение.
План.
-
Что изображено на картине.
-
Что изображено на переднем плане картины.
-
Что изображено на заднем плане картины.
-
Колорит (цветовая гамма ) картины.
-
Мое отношение к картине.
( План записывается на доске, а ребята пишут его в тетрадь. Все учащиеся без исключения участвуют в составлении плана)
5.Подбор материала к сочинению. (выполняется всеми учащимися устно, учитель записывает на доске).
Вопросы учителя
|
Запись на доске
|
1.Какое небо на картине?
|
Небо: голубое , с белыми облаками, чистое.
|
2. Что вы можете сказать о реке?
|
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.
|
3.Как выглядят деревья?
|
Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые.
|
4. А какая трава?
|
Трава: сухая, желтая, бурая.
|
5.Каким нам представилось поле?
|
Поле: широкое, раздольное, зеленое, свежее, как бархатный коврик.
|
6.Что вы можете сказать о деревушке?
|
Деревушка: маленькая, дальняя.
|
-
Составление частей сочинения (устно, согласно плана).
Ребята, давайте сейчас попробуем устно составить части нашего сочинения. Не забывайте, что каждая последующая часть сочинения должна быть связана с предыдущей.
(Выслушиваются ответы детей, коллективно дополняются, исправляются. Привести примеры высказывания своего мнения о картине. Возможно, записать 1,2 варианта на доску. В обсуждении участвуют все дети).
-
Написание сочинений.
Ребята, а теперь приступайте к написанию сочинения. Используйте план и записи на доске. Если сомневаетесь в написании слова, используйте словарь.
(Вот теперь наступает сложный момент для слабоуспевающих детей и учитель обязан им помочь. Особенно, если данный вид сочинения пишется впервые. Необходимо раздать таким ребятам схемы-опоры и объяснить правила работы с ней).
Образец .
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
План.
1.Что изображено на картине.
2.Что изображено на переднем плане картины.
3.Что изображено на заднем плане картины.
4.Цветовая гамма картины.
5.Мое отношение к картине.
На картине И.И. Левитана изображена_______ _______.
На переднем плане картины я вижу ________, ________, речку. На правом берегу реки березовая рощица, в ______ уборе. Трава на лугу уже ________. На левом берегу стоят дубки. Они тоже ______.
На заднем плане картины _________ фон неба украшает зеленый сосняк. А перед ним еле видны маленькие ________ _________. Река скрывается за поворотом и ,приобретая голубой оттенок, исчезает вдали.
Левитан любил природу осенью и поэтому использовал в картине только яркие тона.
Мне картина понравилась. Она ______ ________ _________.
-
Проверка сочинения на соответствие частям плана, исключение повторений, орфографические ошибки.
Ребята, внимательно прочитайте свои сочинения еще раз. Проверьте, чтобы каждая часть сочинения соответствовала части плана, не было повторений одних и тех же слов, орфографические ошибки.
-
Сдача работ. Подведение итогов урока.
( При работе со схемой-опорой , важно напомнить ученику, что необходимо не забывать использовать записи на доске, пользоваться словарем.)
|