Среда, 15.05.2024, 13:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагог — это инженер человеческих душ. Калинин М. И.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Проект по теме: «Развитие связной письменной речи и обучение написанию сочинений в начальных классах по системе Л.В. Занкова.»
23.03.2014, 20:58
  1. Введение. Значение, актуальность проблемы.

Важность исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.

Психологами давно установлена связь между творческим потенциалом человека и сложным взаимодействием его сознания с подсознанием, мира мыслей с миром чувств, предчувствий, ощущений.

Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне. Затрагивая мысли и чувства маленького человека.

Личность самовыражается и самоутверждается  через творчество, - созидание нового и прекрасного, противостояние разрушению, шаблону, банальности, отсталости. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.    

Совместимо ли творчество с обучением, особенно – начальным? Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.

Язык всегда был и остается  главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Задача учителя начальных классов – научить малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова и тогда речь его станет яркой и ясной.

На самых  первых уроках в первых классах учителя сталкиваются с тем, что ученики не могут правильно, связно строить свои высказывания, не могут выразить словами то, о чем думают и что чувствуют. Словарный запас современных детей скуден. Но в этом нет их вины . Причины плохо развитой речи различны: наследственные задатки (недоразвитие речи, нарушения звуковой стороны речи, слуха), речевая среда, в которой растет ребенок,  отсутствие подготовки к школе (многие дети не посещали детские дошкольные учреждения) и многое другое.

Поэтому большое значение имеет развитие речевой деятельности на всех этапах обучения.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Нам всем интереснее общаться с человеком, который умеет рассказывать, умеет выражать и доносить до слушателя свои мысли.

Речь –  это не только важнейший показатель уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, но и способ познания действительности. Хорошо развитая, эмоциональная  речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.

 

II. Основная часть.

 

  1. Речевое развитие младших школьников.

а) Последовательность, целенаправленность в работе по развитию речи.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, интереса. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания.

Годовалый малыш выражает свои чувства, мысли отдельными словами. Но уже с двухлетнего возраста он начинает  улавливать систему в языке на уровне интуиции. Появляются в высказываниях различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых формах, конструируются простые предложения. Наблюдается такое явление как словотворчество. Дети образуют совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (  «прыгалка- бегалка», «снежинка-смешинка»).

 К моменту поступления в школу (6,5-7 лет) дети, в основном, владеют основными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорной речи.

Итак, дети овладевают языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно, целенаправленно и последовательно. Недостаточно только  расширять словарный запас детей. Развитие речи – последовательная, систематическая учебная работа, которую можно планировать  на каждый урок и в долгосрочной перспективе.

 

б) Условия речевого развития ребенка.

Важнейшим условием речевого развития ребенка является потребность в общении. Но оно возможно только с помощью  слов, их сочетаний, различных оборотов речи. А значит, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Речевая среда – это второе условие речевого развития ребенка. От качества речевой среды, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Бедная, неграмотная речь родителей не способствует речевому развитию их ребенка.  Посредством речи ребенок не только общается с другими людьми, но и познает мир. Обогащение речи происходит на основе его жизненного опыта. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом использовании. Это третье условие успешного речевого развития. Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек владеет ими, тем успешнее он познает сложные связи в природе и в обществе.  Хорошая речь – это не только залог успешного обучения и развития.  Дети с плохо развитой речью всегда отстают, часто оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

 

в) Возможности работы школы по развитию речи.

Только школа может научить литературному языку. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество сочетаний, синтаксических конструкций, фразеологизмов.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. Это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии.

Школа способствует совершенствованию речи учащихся, повышению ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

 

г) Значение начальной школы в работе по речевому развитию.

Базовые  речевые  навыки закладываются в начальной школе:  дети впервые узнают о разнице разговорного с литературным языком, с особенностями письменного языка, с необходимостью совершенствовать свою  речь. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три основных вида: работа над словом, работа над словосочетанием, работа над связной речью. Все эти три вида работы тесно взаимосвязаны. Работа со словом  дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т.п. – высшая ступень в сложной системе речевых упражнений. Важное требование, предъявляемое к речевым упражнениям – систематичность. Каждое новое упражнение связано с предыдущим, в то же время вносит что-то новое, обеспечивающее движение вперед. Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Необходимо разнообразие видов упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

 

д) Программа начального обучения. Развитие речи.

Программа начального обучения по системе Л.В. Занкова состоит из двух взаимосвязанных разделов: 1) «Русский язык как речевая деятельность», в котором раскрыты линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и письма;

2) «Грамматическая система языка и правописание» - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей. Этой цели служат специальные задания по драматизации. Например, в 1 классе дети ставят сценки, инсценируют сказки, стихотворения, декламируют. Всё это дети проделывают с огромным энтузиазмом. К праздникам «Зимушка- зима», «Встреча Нового года», «Мамин день», к утренникам «прощание с азбукой», «Прощание с первым классом» дети готовятся основательно и с удовольствием. Эта работа продолжается и во 2, 3,4 классах.

Цели «разговорить детей» служат заинтересованное, содержательное общение детей в процессе поиска решения проблем на всех без исключения уроках, при непосредственном, во время поездок и экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Весь окружающий ребенка мир является предметом его мысли, рассуждений на уроке. С большим увлечением дети рассказывают о природе, делятся своими впечатлениями во время экскурсий в горы, парк, к реке. Все это, а также эмоциональные рассказы учителя, создают радостную атмосферу познания. Дети совершают маленькие открытия. В этом процессе речь школьников становится внутренней необходимостью, она возникает в естественной, жизненной ситуации.

Беседы, обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие решений и ситуаций на уроках и вне урока способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения (аргументировать), выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением, этикой общения. Такой опыт дети приобретают в работе с азбукой Н.В. Нечаевой. Примером правильного  интеллигентного общения является учитель.

В этот же букварный  период начинается систематическая работа по  восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Придумывая к тексту названия, вопросы и выполняя другие задания, дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности его анализа.

Необходимо учитывать очень важный момент на уроках развития речи, впрочем, как и на остальных. Когда дети хотят высказаться, надо, по возможности, послушать всех желающих, т.е. несколько вариантов ответов детей. Никого при этом не перебивать. Надо научить детей слушать друг друга. Это качество, как считал Л.В. Занков, мало у кого сформировано. Научиться внимательно, с уважением выслушивать мнение товарищей по тому или иному вопросу, в случае несогласия  тактично  поправить его. Достичь этого можно, если с самого первого дня учитель будет привлекать внимание детей к удачным ответам их одноклассников, не акцентируя внимание на менее правильном, призывать их послушать интересный рассказ какого-либо из учеников, а главное – будет давать им возможность высказаться.  

 

е) Требования к речи учащихся.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

  1. Требование содержательности.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Дети неплохо рассказывают по результатам наблюдений, накопив необходимый материал. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают нам книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребенка жизнь.

  1. Требование логичности, последовательности, четкости построения речи.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, если они есть; умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

  1. Требование точности речи.

Это умение говорящего и пишущего выбрать такие слова, сочетания, которые передают характерные черты изображаемого предмета.

  1. Требование выразительности речи.

Выразительность речи – умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это – способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа.

  1. Требование ясности речи – доступности для адресата.

    И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов (слов-паразитов, грубых слов и т.д.)

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть ее соответствие литературной норме.

 

2. Методика работы по развитию речи учащихся.Комплексные методы развития связной речи и система речевых упражнений. Написание обучающих сочинений в ходе коллективной и групповой работы по программе Л.В. Занкова .

 

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности. Сочинение возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

По типу речи различают следующие сочинения: описание, повествование, рассуждение.

Сочиняя, дети описывают предметы и картины (описание), либо рассказывают о событиях, повествуют (повествование), либо связывают свои знания, сравнивают, делают выводы (рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанными. Повествование – это наиболее часто создаваемый детьми тип речи. Из всех видов описаний для начальных классов самым доступным и необходимым в речевой практике является описание предмета. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей. Оно основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

Сочинения классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю). Источники материала для сочинений:

1) о виденном, пережитом, слышанном самими учениками, то есть сочинения на материале трудовой деятельности, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого непосредственного опыта;

2) сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

3) сочинения, где используется материал разных источников.

По степени самостоятельности и способу подготовки сочинения бывают:

  1. коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы над материалом, языком;
  2. сочинения индивидуальные – на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По жанру: очерк, интервью, отзыв, рецензия, эссе, сочинение-письмо.

По языковым особенностям (стилю): эмоционально-образные (художественные) и деловые (научные).

При написании сочинений учащимся необходимо следовать обозначенной теме. Тема – это предмет сочинения, то, что составляет его содержание, и которое определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков.

Тематика сочинений, при написании которых дети опираются на непосредственный опыт:

- «Самый памятный день лета» - описание, повествование.

- «Осенняя пора» – описание.

- «Листопад» - описание.

- «Первый снег» - описание.

- «Ну и мороз!» - смешанное сочинение (описание, повествование).

- «Первые весенние цветы» - описание.

- «Кем я хочу быть?»» - сочинение-рассуждение.

- «Моя любимая игрушка» - смешанное сочинение.

- «Мой лучший друг» - смешанное сочинение.

- «День Победы» - повествование, описание.

- «Воспоминания о начальной школе» - смешанное сочинение.

Тематика сочинений на основе опосредованного детского опыта:

- «Золотая осень» (по картине И.И. Левитана).

- «Утро в сосновом лесу» (по картине И.И. Шишкина).

- «Грачи прилетели» (по картине А.К. Саврасова).

- «Дети, бегущие от грозы» (по картине К.Е. Маковского).

- «Три богатыря» (по картине В.М. Васнецова).

- «Аленушка» (по картине В.М. Васнецова).

- «Сказка о ветре».

- «Письмо сказочному другу».

- «Откуда появляется роса».

Сочинения, при написании которых дети используют разные источники и творческое воображение: «Покормите птиц зимой!»,  «Зимние забавы», «Как я был в зоопарке».

На первых этапах работы над сочинением особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего – на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Особенностью написания сочинения по системе Л.В. Занкова является предоставление полной свободы самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.

Основное условие работы над сочинениями: от самостоятельных спонтанно написанных работ, без непосредственной подготовки – к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинения разных жанров, работа со словарями. Это  становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом и на их языковое развитие; серьезной работы над сочинением после его написания (устное обсуждение в классе, редактирование, использование детских работ на уроках).

Кроме того, детям предлагаются памятки по составлению сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.

Как составить текст-повествование:

Определите:

  1. О чем вы будете рассказывать (какова тема текста)?
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как  озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться в вводной части)?
  5. О чем вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
  6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

 

Как составить текст-описание:

  1. Определите свое отношение к предмету, который будете описывать.
  2. Выделите признаки предмета.
  3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точными и ярким, какие сравнения использовать.

 

Как составить текст-рассуждение:

  1.  Краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
  3. Вывод.

На протяжении всего начального обучения проводится лексическая работа. Учащиеся практически знакомятся с многозначностью слов, омонимы, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

 

Первые сочинения небольшие по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это – рассказы о событиях, например, «Как мы слепили снеговика» или «Как мы помогали птицам зимой». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения имеют сюжет, а потому являются наиболее доступными для учащихся.

В процессе подготовки и проведения сочинений на начальном этапе необходимо выработать:

а) умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, труде;

б) умение излагать свои мысли по готовому плану в форме вопросов;

в) умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

г) умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому сочинениям предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.

    Ученые методисты в практике своих исследований пришли к мысли о возможности расширения содержания понятия «текст» от собственно лингвистического понимания - как последовательности упражнений, объединенных в смысловом отношении и грамматически, к семиотическому- как фрагменту индивидуальной картины мира. Современная наука выделяет целый пласт текстов, в которых языковые знаки выступают не изолированно, а в единстве с невербальными.

Научить малыша переживать услышанное, воссоздать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова и его речь обретет ясность и яркость.

Как же этого достичь? Возможно на основе комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности- рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность ;в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.

Следует выделить несколько методов, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности. Использовать эти методы можно на уроках литературного чтения, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, кружковой работе.

  1. Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего.

Цель- обучение составлению устного текста повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании. Рисование является для ребенка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод применяется в начале обучения. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих лиц» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочиненного текста. Эта работа вызывает у ребенка чувство уверенности в своих силах, что стимулирует процесс коллективного творчества. Метод реализуется в двух разновидностях.

  1. Дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Генетически такой вид деятельности восходит к игре-рисованию, сопровождающейся рассказом. Выводя эгоцентричную речь во внешний план. Учитель регулирует, направляет ее (« Сейчас я нарисую дерево…»). Одновременно дается понятие о деревьях. Литературным материалом  служат известные детям стихи, загадки, песни. Создание на таком уроке проблемной ситуации позволяет расширить творческие возможности ребенка.
  2. Рассказ-игра. Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорам –иллюстрациям, созданным учителем. Мотивация этого действия- в характере текста (сказка- путешествие с высоконравственной целью- чье-то спасение).

Одновременно с рассказом дети переносят иллюстрации –опоры в свои альбомы. Дается первоначальное представление о дереве, как символе жизни рода, семьи.

  1. Метод, основанный на знаменитом магическом «Если бы» К.С. Станиславского.

Ребенок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации  в воображаемую, но конкретно представляемую, пытаемся осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе и воображаемом персонаже.

На первых этапах- это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лиц героев (составление рассказа-загадки от лица любимой игрушки). При этом в предмете или явлении выделяются наиболее существенные признаки, на основании которых строится миниатюрный текст-описание. Составление такого рассказа объясняет ребенку, что говорить и кому, мотивируя процесс порождения текста.

Этот метод основан на привлечении внимания к таким деталям произведения. Которые исчезают от поверхностного взгляда, но позволяют понять его основную мысль.

  1. Метод трансформации текстов.

Это составление одного вида текста на основе другого.

Текст, воспринимаемый в одной знаковой системе- словесной. Изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную возрасту ребенка. Используя изобразительный текст в качестве «промежуточного» при трансформации музыкальных образов в словесные, можно добиться большего успеха, чем при непосредственной трансформации. Зрительные образы конкретизируют высказывание, позволяют детализировать действие, углубляют восприятие музыкального произведения.

На первом этапе происходит соотнесение только двух видов текстов и образов, в них содержащихся: сравниваются два произведения, объединенные одной общей темой. На следующем этапе происходит сравнение разных текстов с общей темой , но различными идеями. На последнем этапе происходит двойная трансформация: на основе музыкального образа ребенок создает свой текст, а затем на основе заданного музыкального и собственного изобразительного- словесный.

Такой метод позволяет четко и ясно представить ученику предмет речи и построить внутренний план действий с собственным замыслом, избежать лишних, не относящихся к теме микротем.

  1. Метод создания опор представлен в виде нескольких различающихся приемов.
  1. Прием, основанный на «функциях» В. Проппа. Сущность состоит в том, что детям предлагается определенный набор функций сказочных персонажей, который служит своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под функцией Проппа понимается «поступок действующего лица, определенный с точки зрения значимости его для хода действия сказки».

Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по одному и тому же набору функций можно создавать неограниченное число сказок с некоторыми обязательными элементами композиции: зачин, событие, испытание, сказочные повторы, возвращение домой, победа добра над злом.

  1. Прием составления опор- иллюстраций. Опоры-иллюстрации представляют собой готовые  или созданные детьми и учителем иллюстрации, отражающие основные сюжетные точки текста. Порядок работы Порядок работы ад ними опирается на известный в методике вариант создания диафильма. Отличие в том, что содержание графического рисунка определяется не любым эпизодом текста, а сюжетно значимым.

Как мы убедились , вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к Слову. Внимание к звучащему слову в стихах дает возможность услышать шум воды, вой ветра, скрип деревьев. Дети учатся понимать, что живопись тесно связана с музыкой , а синтез образов усиливает их эмоциональность.

В первом классе система упражнений по развитию связной речи более проста :деление текста на части с подбором заголовка, дописывание первых слов каждого предложения с помощью слов для справок, составление и запись предложений из слов каждой строки, запись текста без лишних слов и предложений и т.п.

 

Во втором классе  написание коллективного сочинения с опорой на личный опыт доставляет ребятам огромное удовольствие . Конечно, дети уже имеют представление о составных частях сочинения, о связи между ними, о замене существительных местоимениями во избежание повторов и т.д. Сначала они вспоминают события по теме из личного опыта, отвечают на вопросы, а затем сами предлагают свои варианты, выслушивая каждого желающего. Лучшие предложения записываются на доске.

Л.В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка…

Развитие ума, воли, чувств школьников определяют общее развитие. А это – главная задача. Это – основа усвоения знаний, умений, навыков.

Большое значение придается работе над сочинениями, когда они уже написаны детьми. Здесь применяются следующие приемы: устный анализ в классе и саморедактирование.

При обсуждении сочинений дети должны проявить такт, доброту, внимание. Учитель своим голосом, интонациями поможет им найти правильный тон. Ситуации эмоционально-нравственных переживаний  на начальных этапах обучения детей создает сам учитель, и он же использует эти ситуации для возбуждения их интереса к литературному творчеству, для повышения их активности, а значит, и для выработки конкретных умений и навыков.

К 4 классу дети в достаточной степени готовы к написанию индивидуальных сочинений без предварительной коллективной подготовки по своему плану. Например, на уроке посвященном написанию сочинения по теме «Осенняя пора», учащиеся активно используют багаж накопленных знаний о признаках осени, об осенних изменениях в живой и неживой природе. Четвероклассники пробуют себя в разных жанрах, ведут повествование не только от первого лица, прибегают к использованию языковых средств (метафор, эпитетов, сравнений, олицетворения). После саморедактирования, которое приучает к ответственному отношению к языку, они пишут второй вариант сочинения, художественно оформляя его.   

 

Сочинение Лоншаковой Е.

 

Осенняя пора.

Закончилась летняя жара. Похолодало. Листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Низкие серые тучи ползут по небу. Небесный свод сейчас мрачный и печальный. Идет моросящий дождь. Упавшие капли оставляют на поверхности луж, бегущие к краям круги. Ужасная сырость  царит на улице. Моей собаке надо погулять, поэтому я обуваю резиновые сапоги, беру свой любимый красный зонт и бегу по лужицам за своей собакой. Пес выглядит довольным, шлепая по лужам грязными лапами.

    Я люблю осень, потому что можно помечтать в одиночестве перед окном или поваляться в куче опавших листьев.

 

Сочинение Диденко В.

 

Мое путешествие по Кубани.

 

         На прошлой неделе я с классом ездила на экскурсию по Краснодарскому краю и посетила Гуамское ущелье.

Я с нетерпением ждала этот день. И вот мы уже в автобусе. Экскурсовод Любовь рассказывала нам о тех городах, станицах и реках, которые мы проезжали. Я узнала, что в давние-давние времена на месте Краснодарского края бушевал огромный океан Тедис, средь бурных вод которого виднелись лишь верхушки Кавказских гор. Множество легенд сопровождали ее интересный рассказ. В том числе о великане Кавказе и символе Кубани тополе. Даже взрослые раскрывали рты, потому что рассказ лился нескончаемой рекой и поражал богатством событий из истории нашего края.

         Автобус остановился, а дальше мы поехали на уникальном поезде по самому ущелью, восхищаясь красотой его гротов, обилием видов растительности и насекомых. Внизу ущелья ,не останавливаясь ни на минутку ,бурным потоком несла свои воды река Курджипс, что в переводе с адыгского языка означает «грушевая вода».

         Поезд доставил нас к пешим тропам и мы , тесно облепив экскурсовода, шли по узкому ущелью, любуясь первозданностью природы, не тронутой человеком . На своем пути мы не только любовались водопадами и расщелинами, столетними соснами и тисом, но и узнали много интересного о народе здесь живущем, о подвиге Марии Дедовой во время Великой Отечественной войны и несколько версий образования названия ущелья. На солнечной поляне нас ждал привал и вкусный обед, приготовленный родителями. А по пути назад мы приобрели сувениры на память об этой уникальной поездке.

         Много впечатлений оставили и термальные источники, температура воды в которых круглый год около тридцать восемь градусов по Цельсию.

         Усталые, но довольные ,мы долгих четыре часа добирались домой. От обилия эмоций, пережитых в этом путешествии, я долго не могла уснуть. А наутро я убедительно уговаривала папу посетить этот уникальный природный заповедник всей семьей.

 

 

Сочинение Ищенко Е.

Любимой мамочке!

(Ко Дню Матери)

Маму милую, родную

Рано утром  поцелую.

Трону теплые ладошки,

В ушках скромные сережки.

Стыдно вспомнить,

Сколько раз я

Свою маму огорчал:

То обманывал немножко,

То я двойки получал.

Но сегодня мамин праздник

И решил я все исправить!

Я хочу ее поздравить

И здоровья пожелать,

Поведение исправить

Ей хочу пообещать.

Обещаю быть послушным

И поменьше огорчать,

Делать только то, что нужно,

И по дому помогать.

 

Сочинение  Черкозьяновой М.

Люблю я море голубое,

Бескрайние его просторы.

Холмов прибрежных высота,

Так и зовет: « Покори меня!»

И вот стою я на холме,

Солнце светит, и радостно мне,

Что так красиво на земле. 

            Сочинение Потаенко В.       

         Весна.

Последний день зимы настал,

Февраль уже  ушел бесследно,

И март уже весну позвал,

Ручьи запели незаметно.

Весна. Тепло пришло во двор,

И женский день  настанет скоро!

 

Сочинение Диденко В.

         Шутка.

Жил на свете крокодил.

Зеленый и несчастный.

Вот однажды он решил

Попытать счастье.

Пришла на помощь стрекоза

Сказав, зеленому в глаза:

« Чем больше у тебя друзей,

Тем счастье больше и полней»

 

Сочинение Чернова И.

 

         Папа.

Ты как солдат всегда отважен

И для меня ты очень важен.

Ружье умеешь ты держать

И нас готов ты защищать.

           

Сочинение Давиденко С.

 

            Маме.

Носит тучи ветерок,

И опять идет снежок-

Грустно за оконцем.

В этот мартовский денек

Я дарю тебе цветок,

Чтоб светило солнце.

 

Сочинение Хомяковой В.

 

            Расцветают крокусы.

Расцветают крокусы в саду-

Вестники весны, тепла и света.

Снег еще гнездится на пруду

И метель свистит порой в дуду,

А душа теплом уже согрета.

 

Теплый солнца лучик золотой

Щупает проворно косогоры-

Поднимайтесь, кто искал покой,

Поиграйте радостно со мной,

Покидайте призрачные норы!

 

С каждым днем весна все ближе к нам,

Я ловлю душистое дыханье-

Прогулялась всюду по садам,

Разбудила почки тут и там,

В календарь внесла свое свиданье.

 

 

III. Заключение.

 

1. Ценность сочинений. Их значение.

Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так называемых молчунов. Сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования и, в частности, русского языка. Характер детских сочинений может служить учителю показателем полноты реализации системы развивающего обучения.

Итак, в начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся, по ее совершенствованию. Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, т.к. через язык, через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

 

Использованная литература:

  1. М.Р. Львов. Речь младших школьников и пути ее развития. М., «Просвещение», 1975.
  2. М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., «Дидакт», 1993.
  3. Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение», 1979.
  4. Т.Г. Рамзаева. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 кл. М., «Дрофа», 2000.
  5. М.С. Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Методика развития речи младших школьников. Часть I. М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 1994.
  6. Н.С. Черноусова. Сочинения в начальных классах. М., «Просвещение», 1976.
  7. Программы начального обучения по системе Л.В. Занкова, М., 1996.     
  8. Н.В. Нечаева. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., 1992.
  9. Л.В. Попкова. «Из опыта работы над сочинениями», журнал «Русский язык в школе», 2002, № 2.
  10. М.А. Горлова. «Обучение написанию сочинения», журнал «Начальная школа», 2006, № 8.
  11. А.В. Кочеткова «Комплексные методы развития связной речи младших школьников», журнал «Начальная школа», 2002, №6
  12. Детские сочинения.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: oligadidenko
Просмотров: 3298 | Загрузок: 26 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz