Приемы выработки орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данный вопрос я рассматриваю м психолого-педагогической позиции. Путем наблюдения и тестирования (книга Е.С.Гобовой) еще в первом классе я выделила в своем классе три типа детей: визуалы-26%, аудиалы-34%, и кинестетики- 40%. В соответствии с их особенностями произошла рассадка по группам, большая часть заданий также дается дифференцированно. Вырабатывается стратегия овладения грамотным письмом и орфографической зоркостью рассматривается как выполнение последовательности внутренних операций- невидимых, но точно и честно выполняемых учителем и учеником.
Например, стратегия запоминания словарных слов.
1.Внимательно рассмотреть слово, какая буква за какой следует.
2.Закрыть глаза и вспомнить, как оно записано на доске, в учебнике, в тетради.
3.Написать слово в тетради, поставить ударение, выделить непроверяемые написания (закрепить кинестетический образ).
4. Проверить и сравнить с оригиналом, исправить ошибки карандашом другого цвета.
Данная стратегия запоминания дает высокие результаты (на 10 слов у большинства детей 1, 2 ошибки).
Упражнения и игры с учетом особенностей детей в классе.
1 ШАГ. (внешняя аудиальная информация- внутренняя аудиальная информация)
-
«Заколдованные слова»
МОСАЛЕТ, ТОЛОПОК, ЗАГЕТА, ЛОДИХОЛЬНИК, МОЧЕДАН и др.
Стратегия- произнесение, вслушивание, расколдовывание.
Легче справятся аудиалы.
-
«Говорим в унисон». Упражнение развивает восприятие на слух, умение слушать себя, разрушает пораженческие настроения у детей.
Подбираем 2-3 строчки предложений из стихотворения, печатаем на карточках, раздаем каждому на листочках. Один проверяет другого в паре, слушая внимательно проговаривание. Затем оба ученика рассказывают на пару! Проверка у доски парами, побеждает пара, рассказывающая наиболее слаженно. После стихи записываются в тетради. Взаимопроверка.
2 ШАГ. ( внутренняя аудиальная информация- зрительная эйдейтика)
-
Слова на карточках.
ПЕНАЛ- «Е» синим цветом.
Чудо, чаща, жизнь, щука, задача и т. д.
3 ШАГ.( зрительная эйдейтика- полный контроль: визуальный, аудиальный, кинестетический).
-
«Изменение скорости письма.»
Сейчас мы проведем эксперимент. Кому-то нравится писать быстро, а кому-то медленно.
1 текст- медленно читается и медленно записывается.
2 текст –в среднем темпе.
3 текст- быстро.
Проверьте ошибки посчитайте их в трех текстах. Что вы заметили?
-
«Закрытые глаза.»
Первый раз просто записать 1,2 предложения. Поговорить об ощущениях. Второй раз – с проверкой грамматических ошибок. Сравнить с первым разом .
Вывод: ребенок учится контролировать свою руку и свои ошибки, опираясь на полученный опыт и ощущения.
-
«Какого цвета ошибка?»
(позволяет установить контроль за процессом письма)
Дается текст умеренной сложности. После написания дети берут зеленый карандаш и исправляют им свои ошибки при проверке. Затем пишут: Сегодня я нашел у себя… ошибок.
Второй этап- контроль за соседом по парте.
Система завершается таблицей.
Ф.И.
|
Я нашел ошибок
|
Сосед нашел ошибок
|
Учитель
|
|
|
|
|
Вывод: данные упражнения помогают детям научиться грамотно писать, координировать усилия глаз, рук, ушей, интуиции, развивать свои ведущие модальности и запускать механизмы развития слабо выраженных модальностей.
|